Во Владимире открылся частный музей столового серебра

Во Владимире открылся частный музей столового серебра
  • 07.07.16
  • 0
  • 10727
  • фон:

Начало ее увлечению положил мамин подарок на шестнадцатилетие - набор ложек из черненого серебра, купленный в комиссионке. Этим и объясняется любовь коллекционера к отечественному, особенно дореволюционному, серебру. Захотелось узнать, кто были незаслуженно забытые и вычеркнутые из истории мастера, получившие право помечать свои работы клеймами с гербом России, откуда они родом, как сложилась судьба умельцев и знаменитых на весь мир фабрик после 1917 года.

У дореволюционного столового серебра непростая история. Во время наполеоновского нашествия оно гибло в пожарах, после революции его вывозили за рубеж эмигранты. А то, что осталось, было конфисковано и переплавлено в слитки.

Поэтому многие экспонаты, выставленные здесь, Татьяне Пикуновой пришлось искать в антикварных магазинах, на блошиных рынках и на аукционах во Франции и Германии. Лишь единичные экземпляры удалось купить в России. Особо ценный - ложка времен Екатерины II… с кривым черенком. Коллекционер не стала его исправлять, опасаясь, что старинный столовый прибор просто не выдержит очередного испытания на прочность.

Ложки Татьяна Пикунова собирает более двадцати лет. Ее коллекция за эти годы сильно разрослась и измеряется, по словам хозяйки, в тысячах. Сколько их точно, она сказать затрудняется: давно не пересчитывала. Да и, по-видимому, не ставит перед собой такой цели.

Но по мере роста собрания у нее возникла другая цель - систематизировать, описать и показать его людям. Для этого и было приобретено помещение в центре Владимира.

- Я бы хотела подробнее рассказать о тех ложках, о которых мы никогда ничего раньше не слышали, - говорит она.

Но многие из тех, с кем Татьяна делилась своей идеей, удивлялись: "Ну что там можно рассказать о ложке!" Оказалось, можно, и очень много.

Например, в разделе "Ложки географические", где представлена вся Европа, Америка, Азия, некоторые страны Африки. Все они, по словам хозяйки музея, говорящие. Например, с бюстом Наполеона на кончике черенка, с замком архитектора Гауди, ливанским кедром.

Эта коллекция пополняется быстрее всех, потому что к увлечению Татьяны подключились ее друзья. Самую первую "географическую" ложку со статуей Свободы ей привезла подруга из Нью-Йорка. Да и сама коллекционер уже успела побывать почти в сорока странах.

Оказывается, в Англии из официальных регалий королевской власти сохранилась лишь коронационная ложка XII века. Без нее не обходится ни одна коронация. Чтобы сохранить память об этом событии, с прошлого столетия лучшие ювелиры страны получают право изготовить копии этой ложки. На каждой четыре клейма - серебра 925-й пробы, года коронации, мастера и пробирной палаты. И хотя в последнее столетие в Англии правили четыре монарха, в коллекции владимирского музея пять ложек.

- После Георга V вступить на трон должен был Эдвард VIII. Ложечку к коронации сделали, но он отрекся от престола, - поясняет Татьяна этот казус.

Часть ее коллекции составляют подлинные кельтские ложки, или "ложки любви": с замочком, с сердцем, подковой на черенке в форме граната. По традиции молодой человек должен был сделать ложку из единого куска дерева и подарить своей избраннице как признание в любви. Если девушка принимала от парня ложку, то начинался процесс ухаживания. Конечно, такими ложками не ели - их хранили и передавали своим детям.

Владимирский коллекционер подчеркивает, что в половине случаев ложка существует не для приема пищи, а как украшение. И в условиях мирового кризиса сувенирной индустрии, когда повсеместно на китайскую основу накладывается местный рисунок, ложка становится прекрасным подарком.

В специальной рамке с подсветкой выставлена ложечка, сделанная в уникальной отечественной технике витражной эмали. Каждая ее ячейка ограничена серебряной проволочкой и залита эмалью определенного цвета, для которой нет основы. А потому на просвет выглядит как витраж.

Сама коллекционер признается, что когда у нее плохое настроение, достает эту ложечку, смотрит на нее, как на витражи в соборе. И приходит умиротворение.

Огромное наследие сувенирных ложек из олова оставил американский дизайнер Николас Гиш. По разным версиям, от 400 до тысячи разных серий. Во Владимире теперь есть его серия "Дюймовочка". Крышечка на конце черенка открывается, а там - текст на олове. Когда откроешь все, то прочитаешь сказку целиком. Несмотря на то, что тираж этой серии составлял 10 тысяч, до сегодняшнего дня дошло не много комплектов.

- Олово - очень сложный материал, не терпит переохлаждения, - поясняет гость музея Татьяны Пикуновой, коллекционер оловянных ложек из Костромы Елена Блохина. - На нем появляются пятна, так называемая оловянная чума, которая приводит к разрушению. Поэтому коллекционеры стараются не заказывать изделия из олова зимой и берегут их в холодную погоду.

А американская компания "Франкменминт" еще в 70-х годах прошлого века додумалась распространять тематические серии ложек по подписке по почте. Раз в месяц подписчик получал одну ложку с буклетом, и за год, таким образом, у него собиралась целая коллекция, которую можно было разместить на специальном фирменном планшете. Украшавшие быт серии "Сады мира", "Персонажи Диккенса", "Персонажи "Кентерберийских рассказов" и другие теперь украшают музей.

- Владимир имеет самое прямое отношение к ложке, - считает Татьяна Пикунова. - Потому что именно основатель нашего города Владимир Красно Солнышко издал первый письменный указ об изготовлении серебряных ложек для своей дружины. Дружинники, а это первые люди, которые вместе с князем приняли христианство, посетовали, что хотели бы есть серебряными ложками, а не деревянными, как остальные. То есть тысячелетие нашей ложки давно "отпраздновали". В "Повести временных лет" читаем: "Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: "Серебром и золотом не найду себе дружину, а с дружиною добуду серебро и золото".

Ну а обычные люди ели деревянными ложками. У каждого жителя России была повседневная и красная (праздничная, расписная) ложки. Гигиена у наших предков была на высоте - в гости они ходили со своей ложкой. Отсюда и выражение: "Запасливый гость без ложки не ходит". Нарушил эту традицию Иван Грозный, устроивший пир, на котором на столе появились столовые приборы.

Кстати

Собирая и описывая коллекцию, хозяйка музея пользовалась книгами английских авторов. Отечественной литературы по этой теме пока нет, но Татьяна Пикунова готовит к изданию свою монографию.

Известное выражение "бить баклуши" непременно вспоминается, когда знакомишься с этапами изготовления деревянной ложки из чурочки-баклуши. Только характеризует оно отнюдь не лень, а трудолюбие.

- На одну ложку у мастера уходило 11 минут, - рассказывает Татьяна Пикунова. - За день получалась огромная корзина. И покупали ложки не штуками, а корзинами. Одна Нижегородская область за год продавала их несколько миллионов - вывозила в Европу и Азию.

Собран и инструмент, без которого ложку не сделать, - лошкар (маленький топорик с короткой ручкой), тесло, клюкарза (полукруглая лошкарная стамеска). Топорик подлинный - принадлежал дедушке коллекционера Петру Павловичу Ханыкову.

- Он умел делать все, как и все мужчины его поколения, - подчеркивает Татьяна. - А выражение "топорная работа" изначально было синонимом искусного мастерства. Не случайно ведь есть и другое выражение: "Фугуй, Ванька, тятька топором исправит!"…

Источник